Книги для свободных умов или... как философствуют колотушкой
Категория музыкально-сценического темпо-ритма и ударные инструменты в музыке драматического театра.
Статья посвящена проблеме соотнесения временных оснований в музыке и театральном действии на примере включения в партитуру партий ударных инструментов. Категория темпо-ритма, применяемая в театральной практике, рассматривается как базовая опора для установления логических закономерностей «горизонтального» сочетания разнородных элементов спектакля (тождество, равенство, пропорциональное соответствие, отрицание). Методология исследования опирается на работы К. Станиславского с одной стороны, а также М. Харлапа и В. Холоповой — с другой. Театральный темпо-ритм рассматривается в связи с музыкальным искусством впервые. Обоснованием обращения к данной теме служит особая роль ударных в музыке ХХ века, связанная со спецификой звучания и приемов игры на этих инструментах, и распространяющаяся в том числе на прикладные жанры.
«Музыковедение» № 1\2010